В России продолжится развитие движения беспилотных грузовиков

Правительство Российской Федерации продлило срок действия экспериментального правового режима в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Действие ЭПР продлено до 12 ноября 2028 года. Это важный шаг для развития беспилотного транспорта в России, поскольку его эксплуатация решает ряд проблем: сокращение дефицита кадров, повышение безопасности на дорогах, снижение издержек и развитие отечественных технологий. Теперь в рамках ЭПР будут эксплуатироваться ВАТС не только с водителем в кабине (1 категории), но и без него (2 категории). Утверждены требования к безопасности беспилотников и определен порядок их оценки испытательными лабораториями – организациями, которые будут выдавать сертификат соответствия ВАТС – подтверждать, что машина безопасна.

«Беспилотные логистические коридоры» – это стратегический проект Минтранса России, в рамках которого на дорогах общего пользования уже два года используются беспилотные грузовики для перевозки реальных грузов. Постановлением Правительства РФ действие экспериментального правового режима расширено еще на три региона – Республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область. Таким образом, в эксперименте теперь задействованы 13 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области, Пермский край, а также Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Чувашская Республика.

В этом году по итогам совещания по развитию беспилотного транспорта заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев поручил Минтрансу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить разработку, принятие и вступление в силу федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Внесение законопроекта в Правительство запланировано на I квартал 2026 года.

«Развитие беспилотных грузоперевозок – одно из главных направлений развития высокотехнологичного транспорта. Мы экономим топливо, ускоряем логистику и повышаем безопасность на дорогах, поскольку искусственный интеллект может работать круглосуточно, исключая риск возникновения человеческого фактора. ЭПР продлен еще на три года, это значит, что количество грузовиков на дорогах, количество трасс и количество перевезенных грузов будет только расти. Сейчас мы работаем над законом о ВАТС. Его принятие даст нам возможность запустить автомобили без водителя уже в 2027 году», – сообщил Министр транспорта Андрей Никитин.

Закон о ВАТС разрабатывается на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». После успешного тестирования автономных грузовиков в рамках проекта Минтранса «Беспилотные логистические коридоры» на трассах Автодора, АЦТЛ вместе с бизнесом приступили к его разработке. Напомним, что закон о ВАТС определяет ответственность всех лиц, задействованных в беспилотных грузоперевозках.