15 мая в рамках Недели технологического лидерства на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ состоялась пленарная сессия «Технологическое лидерство: транспортная мобильность. Перспективы цифровизации транспортного комплекса и развития беспилотных технологий».
Спикеры рассказали о цифровизации и технологическом лидерстве как основе развития транспортной отрасли и экономики страны, цифровых инструментах для развития городского и общественного транспорта, цифровой инфраструктуре для достижения технологического суверенитета в транспортной отрасли, развитии беспилотных технологий на транспорте.
Кроме того, участники мероприятия обсудили технологическое развитие транспортной отрасли в рамках реализации новых национальных проектов в течение ближайших шести лет.
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, открывая сессию, отметила главные цифровые проекты последних лет: «На мой взгляд, это государственная система электронных перевозочных документов, которая станет базисом для создания больших национальных платформ. И второй проект — это беспилотный транспорт во всех средах: автомобильной, водной, авиационной. Это наше будущее».
Заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о новых транспортных цифровых технологиях, без которых сейчас уже сложно представить себе жизнь. «Развитие транспорта и логистики невозможно без цифровых технологий. Это уже очевидно. Думаю, никто уже не покупает билеты, не ездит в кассу вокзала, не покупает за наличные, не берет бумажные квитки, чтобы положить в карман, не оплачивает наличными проезд в городском транспорте, не передает кондуктору деньги. Мы даже продукты домой заказываем через курьера, в магазин не ходим. Машины люди перестали покупать, потому что есть каршеринг, а впереди еще и „беспилотие“. Оно развивается на всех видах транспорта», — заявил он.
Этим летом на Московском центральном кольце (МЦК) появятся беспилотные «Ласточки». Машинист будет только следить за работой системы управления. Следующий шаг в 2026 году — запуск поезда без человека в кабине. Удаленно машинист-оператор сможет контролировать работу сразу двух беспилотных «Ласточек», а в перспективе и четырех.
Что касается водного транспорта, то в декабре 2023 года на линии Усть-Луга — Балтийск запущено движение двух морских автономных судов: «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский».
Среди удачных отечественных технологий он также упомянул системы управления перевозками, на которые переходит железная дорога: АСУ «Экспресс» позволяет покупать билеты, ЭТРАН дает возможность обмениваться электронными перевозочными документами.
С конца 2022 года работает «Портал субсидированных перевозок», который позволяет в онлайн-режиме оформлять льготные и субсидированные билеты льготным категориям пассажиров: молодежи, инвалидам и сопровождающим, многодетным родителям, участникам Специальной военной операции и их семьям. С использованием ПСП было продано уже почти 1,5 млн льготных авиабилетов. Технологию планируется расширить на все виды транспорта.
С 1 марта 2023 года появилась возможность в электронном виде оформить путевой лист (ЭПЛ), без которого автобус или такси не может выйти в рейс. Использовать ЭПЛ можно с другим цифровым сервисом — дистанционным предрейсовым контролем водителя. В сентябре 2023 года начала работу ФГИС «Такси». Впервые за 20 лет произошел кардинальный пересмотр правового регулирования этой сферы автоперевозок. Запущено 12 государственных услуг, самыми массовыми из них являются выдача, приостановка и продление лицензий. Подано и обработано более 75,5 тыс. заявлений.
В финале своего выступления Дмитрий Баканов рассказал о планах на ближайшие 2 года и глобальных проектах. Первый проект — это создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы — «ГосЛог» (государственная логистика). Ее задача — убрать с рынка бумажные документы, что позволит осуществлять сквозную прослеживаемость при, мультимодальной перевозке всех грузов.
Второй проект — пассажирская платформа. 70% населения пользуется общественным транспортом, платформа будет помогать регулировать эту сферу. Она будет состоять из четырех систем: контроля состояния горэлектротранспорта, управления льготными перевозками, Федеральной навигационно-информационной системы онлайн-мониторинга движения и прибытия транспорта, контроля пассажирских межрегиональных перевозок и их легальности.
И третий проект — цифровизация транспортно-экономического баланса, который будет являться механизмом отбора и приоритизации инфраструктурных проектов, а также формирования единой опорной транспортной сети. В цифровую платформу будут загружаться данные, и она на выходе покажет, насколько улучшится та или иная ситуация при появлении дополнительной инфраструктуры.