Мэрия Иннополиса (Татарстан) предложила установить в городе экспериментально-правовой режим (ЭПР), позволяющий проводить тестовые полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эта инициатива будет обсуждаться на ближайшем заседании экспертной рабочей группы при АНО «Цифровая экономика». Такие материалы представило издание «Ведомости». Свое заключение АНО должна будет направить в Минэкономразвития для принятия окончательного решения по созданию ЭПР.
Представитель АНО подтвердил, что инициатива будет рассмотрена на заседании экспертной группы на следующей неделе. «Цифровая экономика», как организация предпринимательского сообщества, поддерживает расширение списка ЭПР, мы продолжаем поиск новых инициатив российского бизнеса, которым необходимо снятие нормативных барьеров«, — добавил он.
Участие в тестировании смогут принять несколько компаний. Оператором ЭПР выступит «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» (ЦОД БТС), это созданный в 2019 г. экс-министром связи РФ Николаем Никифоровым разработчик системы управления БПЛА. Сейчас 41% ЦОД БТС принадлежит компании «Дигинавис», единственным владельцем которой выступает сам Никифоров. Еще 34% компании у «дочки» «Ростеха» «РТ — проектные технологии», 25% — у ООО «Проект-7», которое на 90% принадлежит тому же «Дигинавису», а на 10% — непосредственно Никифорову, следует из данных «СПАРК-Интерфакса».
Разработкой БПЛА займется Университет Иннополис, эксплуатировать их будет компания «Конверсавиа БС», а заключения по техническому освидетельствованию сможет выдавать экспертная организация «Новые информационные технологии в авиации». Проект ЭПР рассчитан на три года. Мэрия Иннополиса оценила его совокупную стоимость в 260 млн руб. Из документации проекта следует, что тестирование будет проводиться на крайне небольшой территории радиусом 2 км.
ФЗ «Об ЭПР» был подписан президентом Владимиром Путиным в июле 2020 г. Он требует при установлении каждого режима получить заключение организации, представляющей мнения отраслевого сообщества. Правительство таким статусом наделило АНО «Цифровая экономика». ЭПР позволяют не учитывать требования законодательства для тестирования и отработки новых перспективных технологий.
Первой утвержденной «цифровой песочницей», которая была рассмотрена в сентябре 2021 г., стала программа тестирования беспилотных автомобилей от «Яндекса». В марте 2022 г. Минэкономразвития утвердило два проекта для летающих беспилотников — «Беспилотная аэродоставка грузов» «Почты России», рассчитанный на несколько регионов (Камчатка, Чукотка, ХМАО и ЯНАО), и «Тайга» в Томской области, инициированный региональным Фондом перспективных исследований и региональным оператором «Беспилотные системы». Сейчас в рамках ЭПР разрешается использование легких беспилотников массой до 30 кг.
Эффективность реализации программ ЭПР оценивается на основании отчетов их инициаторов, говорит гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. Также главным результатом должно являться изменение общего регулирования на основании проведенной апробации цифровых инноваций, продолжает он. Но по ЭПР «Почты России» и Томской области, по его словам, отчетов пока не поступало. «О достижении главной цели можно будет судить по окончании программ ЭПР, т. е. через три года», — считает Бабинцев. «Пока зоны на Ямале и в Томске практически не используются, потому что долго длились оформление и выдача всех разрешений», — подтверждает директор компании «Птеро» Амир Валиев.
Помимо того, в конце мая фонд «Сколково» и правительство Москвы объявили о создании специальной зоны для тестирования беспилотных авиасистем. В зоне будет действовать ограничение высоты полетов в 100 м. Полеты грузовых дронов планируется начать уже в сентябре 2022 г., обещал председатель правления фонда Игорь Дроздов. «Сейчас БПЛА используют в военных целях, но мы надеемся, что большие БПЛА как летающие такси будут использоваться в гражданских целях для перевозки людей, — рассуждает генеральный директор стартапа Hover (разработчик БПЛА) Александр Атаманов. — В Москве уже есть пара десятков людей, которые на нашем аэротакси покатались, для них это уже не футуристично, а вполне реально». По его словам, проект может стать коммерческим уже к 2025 г.
Рынок БПЛА в России уже сейчас приближается к 1 млрд руб., в стране почти 1 млн дронов, знает заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Аэронет» Павел Булат. Прогноз спроса на ближайшее время только по транспортным беспилотным воздушным судам — 3000 шт., добавляет он. БПЛА также будут активно использовать в картографии, мониторинге для промышленности, для развлечений вроде шоу дронов и дронрейсинга и т. д., считает Атаманов. В числе перспективных разработчиков аппаратов он называет «Геоскан» и «Съемку с воздуха».
Сейчас в России есть два основных рынка — один уже существующий, другой ожидаемый, рассуждает Валиев. «Существующий — это диагностика состояния нефте- и газопроводов. Но он еще не вышел на стадию зрелости, совершенствуется опыт эксплуатации БПЛА. Ожидаемый рынок — это рынок перевозки грузов, для него создаются различные благоприятные условия», — объясняет он.
По словам Валиева, диагностикой трубопроводов занимается 90% компаний, еще 10% — аэрофотосъемкой. «Тех, кто на рынке есть, можно пересчитать по пальцам — „Финко“, ZALA, „Геоскан“ и „Аэромакс“, у них 95% рынка, — утверждает эксперт. — Но благодаря усилиям „Почты России“ сейчас есть еще одно направление работ, которое ведут „Аэромакс“, „Радар ММС“, „Вертолеты России“. Они делают несколько разновидностей беспилотных вертолетов».