Google, Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и АНО «Центр перспективных управленческих решений» представили результаты совместного исследования о последствиях пандемии и новых стратегиях преодоления кризиса, включая цифровизацию процессов. Эти вопросы стали предметом обсуждения во время круглого стола «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» в ТАСС 1 апреля 2021 год.
В исследовании приводится глубокий анализ последствий пандемии, что важно для определения и принятия дальнейших практических решений на государственном уровне и на уровне бизнеса.
Уже сейчас можно сказать, что стратегии, которые часть населения, представителей бизнес-сообщества и госсектора выбирают после пандемии, внушают оптимизм. ⅓ опрошенных россиян стали пользоваться цифровыми сервисами чаще, более половины представителей бизнеса отметили, что пандемия способствовала ускорению цифровизации внутри компаний, также можно говорить о более динамичной цифровой трансформации процессов в госсекторе.
Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия, отметила: «Совместное исследование с РАНХиГС стало частью глобальной инициативы Google по изучению наиболее эффективных путей достижения цифровой зрелости и ее положительного эффекта на восстановление и рост экономики после пандемии. Так, аналитики консалтинговой компании AlphaBeta пришли к выводу, что цифровая трансформация может принести России до 520 млрд долларов к 2030 году, что составляет примерно 25% национального ВВП. И текущее исследование показывает, что Россия уже находится на пути к цифровой зрелости».
Исследование выявило пять основных стратегий реагирования бизнеса на кризис. Все они отличаются по степени того, насколько активно коммерческий сектор действовал во время пандемии. Для «выживания» в условиях пандемии представители российского бизнеса чаще всего прибегают к активным действиям: фокусируются на поиске дополнительных источников дохода (59%); вносят изменения в бизнес-процессы и сокращают расходы (47%); делают ставку на цифровую трансформацию (25%).
«COVID-19 выступил катализатором давно назревшей цифровизации. Малые и средние предприятия активно переводят бухгалтерию в онлайн и внедряют электронный документооборот. Органы государственной власти переходят к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами. Наше исследование показало, что для преодоления барьеров на пути к цифровой трансформации и выхода из состояния „долгой зимы“ бизнес и эксперты предлагают совершенствование нормативно-правового регулирования хранения и обработки данных; финансовую поддержку МСП, отстающим в цифровизации; повышение цифровой бизнес-грамотности руководителей и сотрудников», — прокомментировала последствия пандемии Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, генеральный директор АНО «Центр перспективных управленческих решений».
Эффект от перевода внутренних процессов в «цифру» положительно оценили более половины (58%) опрошенных российских предпринимателей. При этом в четверти компаний процессы цифровизации пока не начались. Основными барьерами стали дефицит финансовых ресурсов (39%, проблема обострилась из-за сокращения доходов в результате пандемии) и нехватка квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации и участвовать в них (38%).
Как и у бизнеса, основные стратегии преодоления кризиса населения различаются по степени проактивности действий во время пандемии.
Так, например, за прошлый год каждый пятый россиянин прошел онлайн-курсы, а каждый десятый — освоил новую профессию, что говорит о выборе активного подхода. В то же время почти половина опрошенных в рамках исследования (45%) продолжает испытывать трудности с освоением новых технологий, что может стать довольно серьезной проблемой. Эксперты отметили, что в ближайшие годы часть трудоустроенного населения рискует потерять работу из-за изменений структуры занятости. Востребованными станут не только конкретные профессии, но и гибкие навыки (soft skills), а также повысится роль практических цифровых знаний при трудоустройстве.
Во время пандемии в госсекторе ускорилась назревшая цифровизация процессов, которые в «аналоговом» виде были менее эффективны.
Ряд участников опроса предположили, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства способствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в частности, в области ИТ-решений. Потенциал для более глубокого взаимодействия государства и бизнеса открывается и за счет того, что большинство представителей российского бизнеса — цифровые оптимисты и технооптимисты безотносительно пандемии. Они позитивно относятся к развитию науки и технологий на российском рынке, так как, по их мнению, это создает новые возможности для бизнеса.
Госслужащие отметили готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере цифровой трансформации. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации программ цифровой трансформации.
Василий Пушкин, Директор Департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития, прокомментировал: «ИИ помог сформировать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, создать инструменты поддержки, ускорить процессы обработки обращений граждан. Развитие технологий, их адаптация к конкретным условиям и создание доброжелательной регуляторной среды являются важными аспектами сохранения темпов цифровой трансформации и развития экономики».
Одними из главных рисков цифровизации госслужащие называют нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Кроме того, респонденты опасаются нестабильности цифровых решений, например, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.
При этом большинство представителей госсектора считают, что совместная работа государства и бизнес-сообщества по преодолению последствий пандемии будет более эффективна.