В 2020 году мировая торговля столкнулась с серьезными вызовами. Из-за пандемии закрывались предприятия и границы стран, что осложняло доставку продукции и комплектующих в срок, но с другой стороны – пандемия же дала импульс для развития интернет-торговли. Справиться с этими вызовами логистическим компаниям помогут новые технологии. В ближайшее время наибольший эффект отрасль получит от интернета вещей, связи 5G, цифровых платформ и облачных сервисов

Mapping TradeTech: Trade in the Fourth Industrial Revolution

Фото: Ростех

«Пандемия COVID-19 выявила острую необходимость для всех участников цепочки поставок в оцифровке процессов и внедрении информационных технологий. С их помощью компании достигнут более эффективного взаимодействия и адаптируются к внешним условиям», – приводят мнение Кунио Микурия, генерального секретаря Всемирной таможенной организации (ВТамО) авторы исследования Mapping TradeTech: Trade in the Fourth Industrial Revolution, подготовленного экспертами Всемирного экономического форума.

Из-за коронавируса отрасль торговли столкнулась с разнообразными вызовами. Некоторое время простаивали предприятия из разных сфер экономики. При этом работающий бизнес столкнулся с закрытием границ, что усложнило логистику. Одновременно с этим пандемия ускорила темпы роста онлайн-торговли. В совокупности эти факторы привели к дополнительной нагрузке на участников цепочки поставок: производителей, поставщиков и транспортные компании. Так, в марте 2020 года 66% производителей электроники во всем мире ожидали задержку поставок почти на четыре недели. 

$7 трлн потеряет по подсчетам ОЭСР в 2021 году мировая экономика из-за пандемии COVID-19

$35 трлн составит ущерб мировой экономике от пандемии до 2025 года, прогнозирует профессор экономики Австралийского национального университета Уорвик Маккиббин

Аналитики строят позитивные прогнозы для онлайн-торговли, несмотря на возникающие в условиях ограничений сложности с логистикой. В период 2020-2027 гг. среднегодовой рост рынка e-commerce составит 14,7%, отмечается в отчете Grand View Research. 

В России по оценкам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в 2020 году на онлайн-каналы продаж пришлось 10,9% от всего объема розницы. Это – рекордный показатель для России, для сравнения в США он составил 13,9%. В Data Insight оценили долю онлайн-торговли в 2020 году чуть скромнее – в 9% от всей розницы, но прогнозируют, что к 2024 году она вырастет до 19%. 

Вслед за ростом e-commerce транспортные компании все активнее внедряют технологии TradeTech. Инновации нужны, чтобы адаптироваться к внешним угрозам и оптимизировать логистику в условиях роста онлайн ритейла.Что такое TradeTech

Авторы отчета Mapping TradeTech опросили менеджеров 340 компаний из разных стран и отраслей экономики, чтобы определить, какие технологии и как трансформируют сферу международной торговли и логистики. 

Опрошенные менеджеры считают, что внедрение технологий повысит эффективность отрасли за счет упрощения процедур и совершенствования цепочки поставок (63%); приведет к появлению новых цифровых продуктов и услуг (55%) и вовлечет в торговлю мелких игроков (44%). Но они также предупреждают, что внедрение TradeTech негативно скажется на численности персонала (44%) и усилит позиции только крупных компаний (34%). 

В краткосрочной перспективе на международную торговлю и логистику самое существенное влияние окажут технологии электронной торговли, цифровых платежей, облачных вычислений, интернета вещей (IoT), цифровых услуг, электронных документов и связи 5G. 

Датчики присмотрят за грузами

Интернет вещей давно применяются в логистике. С помощью IoT и телематики транспортные компании отслеживают передвижение транспорта, определяют опасные маневры водителей, контролируют расход топлива (это – основная статья затрат автопарков) и техническое состояние узлов машин. Бортовые устройства автомобилей несколько раз в минуту собирают и отправляют эти данные в транспортную компанию.

Интернет вещей способен решить три ключевые проблемы международной торговли, считают авторы отчета Mapping TradeTech. 

Во-первых, он улучшит качество отслеживания грузов с помощью датчиков, работающих в энергоэффективных сетях дальнего действия (LPWAN). К таким сетям относятся как сотовые сети, поддерживающие технологию NB-IoT, так и специализированные сети, такие как LoraWAN и SigFox. Устройства помогут проследить весь путь товара от склада до конечного пункта, даже в другой стране. Датчики, прикрепленные к паллетам на складе, помогут спрогнозировать остатки товара в конечной точке (склад логистической компании, ритейлера, поставщика и т.д.) и, например, оповестить ответственных сотрудников о грозящем дефиците.

Вторая проблема, которую поможет решить интернет вещей, это мониторинг качества доставки продукции. Сейчас отправители далеко не всегда располагают данными об условиях хранения товара по пути его следования. Для поставщиков скоропортящихся продуктов питания (экзотические фрукты, морские и мясные деликатесы) и медикаментов эта информация критична. IoT-датчики смогут даже без подключения к сети непрерывно контролировать такие параметры как температура или уровень влажности к привязке ко времени и/или географическим координатам на пути до конечной точки. А как только оборудование выйдет на связь, данные будут переданы по всей цепочке поставок. Непрерывный контроль также позволит спрогнозировать точное время доставки груза в случае непредвиденных ситуаций, выявить виновных в порче товара из-за нарушений условий хранения и аргументировано привлечь их к ответственности. Менеджеры транспортных компаний смогут проанализировать исторические данные, чтобы попытаться устранить «узкие места».

Наконец, третья проблема, решаемая с помощью IoT – это мониторинг экономической безопасности. IoT-устройства не предотвратят кражу или другие нарушения, но они смогут сообщить место и время инцидента. Если фуру и подключенные к IoT-контейнеры угнали, то местоположение злоумышленников можно будет отследить дистанционно. 

В России компании отрасли уже давно внедряют транспортную телематику для отслеживания перемещения автотранспорта и расходования топлива. «Транспортная телематика помогает клиенту-грузовладельцу отслеживать местонахождение груза и менять пункт назначения», – рассказал Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК. 

Внедрение IoT-датчиков – следующий логичный шаг в развитии этих систем. Так, среди внедряющих IoT-решения российских ритейлеров 45% смогли снизить расходы и 20% – увеличить доходы, говорится в исследовании «IoT-индекс в России», проведенном «МегаФоном» совместно с агентством Kantar. В отрасли логистики сократили расходы 34% компаний, внедряющих IoT-решения, а доходы смогли повысить 15%.

Решения в области IoT-навигации позволяют отслеживать температуру перевозки продуктов и время в пути, чтобы товар попал на полку в наилучшем качестве. С появлением международной стандартизации российские IoT-операторы смогут при отслеживании грузов обмениваться информацией с международными IoT-операторами и предоставлять ритейл-клиентам единый сервис, рассказали в пресс-службе «МегаФона».  

Некоторые компании для мониторинга движения грузов создают мобильные приложения. Приложение получает данные от смартфонов сотрудников, датчиков на грузе, инфраструктуры складов и предприятий. 

К примеру, разработчики приложения Truckl облегчили работу водителям, избавив их от ручного заполнения многих документов. Дальнобойщики могут просканировать сопроводительные документы, которые приложение за считанные секунды превратит в PDF-файлы, сфотографировать внешний вид отправления и т.д. Внесенные водителями данные передаются участникам цепочки поставок. В итоге повышается качество обслуживания и осведомленность участников сделки. 

Продолжение материала на сайте cdo2day.ru