Хотя регуляторика в России пока не слишком благосклонна к дронам, беспилотные летательные аппараты уже мониторят инфраструктуру и доставляют донорскую кровь. Изменение регулирования наряду с совершенствованием технологий, позволит дронам эффективнее доставлять грузы, проводить сельхозработы, спасательные операции и выполнять другие важные функции
Оригинал статьи и и полный текст — на CDO2Day.ru
Экономический эффект от применения дронов в России может превысить $1 млрд в год, если адаптировать нормативные акты под нужды БПЛА, писали аналитики EY в прошлом году в своем отчете «Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов».
По данным аналитического центра «АЭРОНЕТ», мировой рынок разработки и эксплуатации беспилотных авиационных средств (дронов) в 2019 году превысил $14 млрд. До 2025 года мировой рынок будет расти в среднем на 20,5% и к концу периода составит $43 млрд. Впрочем это только одна из оценок. Так, по подсчетам Valuates Reports, объем мирового рынка коммерческих дронов в 2020 году составил $6,5 млрд, а к 2026 году его размер достигнет $34,5 млрд (CAGR – 32%). Какие сегменты самые перспективные
Долю российского рынка аналитики «АЭРОНЕТ» оценивают в 1-2% от общемирового, то есть примерно в 5-10 млрд рублей. Основными отраслями и направлениями, где использование дронов может принести наибольшую пользу аналитики из разных компаний считают: строительство, сельское хозяйство, оборонные цели (разведывательные и ударные дроны), медиа и развлечения, а также доставка грузов и интернет-заказов.
Дрон увидит больше
В 2017 году представители «Газпрома» сообщили прессе об использовании беспилотников и спутниковых технологий для контроля за безопасностью объектов. За мониторинг отвечает система «Смотр» со спутниковой группировкой «Газпрома». Беспилотники используются как дополнительный элемент контроля инфраструктуры. Спутники следят за нарушением охранных зон в районе трубопроводов, а беспилотники детально разведывают объекты и территорию, например, находят поврежденные или участки, требующие замены, обнаруживают незаконные врезки.
А «Транснефть», к примеру, недавно с помощью дрона нашла и проверила незаконную врезку протяженностью в 100 метров. «Добывали» нефть прямо в подвале частного дома: тоннель шел к трубопроводу.
Для инспекции используются противоударные БПЛА, сбить которые злоумышленникам будет сложно. Как правило, протяженность незаконных врезок составляет несколько сотен метров в длину и более 10 метров в глубину, иногда встречается множество ответвлений. Инспекция таких тоннелей сотрудниками занимает много времени и чревата опасностями – приходится передвигаться ползком, если человек застрянет или на него обрушится часть тоннеля, то вытащить его будет очень сложно; к тому же в таких тоннелях могут скапливаться взрывоопасные и удушающие газы.
Еще один сценарий использования дронов – инспекция электросетей. В 2019 году «Россети» потратили около 6,7 млрд рублей на техобслуживание ЛЭП 0,4–1150 кВ. Специально для этих целей российские ученые создали БПЛА «Канатоход». Беспилотник пока еще тестируют. Дрон проводит техническое обслуживание, следит за целостностью линий электропередач (ЛЭП) и находит возможные повреждения. В планах разработчиков – добавить ремонтный функционал.
Для выявления экологических нарушений над территориями промышленных зон Москвы и окрестностей в 2021 году Zala Aero по заказу «Мосэкомониторинга» начнет проверку промышленных объектов столицы. Дроны укомплектуют камерами для видео- и тепловизионной съемки, которые смогут определить температуру промышленных объектов даже ночью.
Также БПЛА в России планируют применять для мониторинга застройки. Наблюдение с воздуха, считают в Минстрое РФ, сбережет множество времени сотрудников на более важные дела, чем объезд строек и их поэтажного обхода. Если дрон зафиксирует нарушения, то эксперты прибудут на место и составят протоколы.