Минцифры хочет снизить влияние средств подавления радиосигналов на жизнь граждан

Минцифры занялось поиском способов минимизации влияния средств радиоэлектронного подавления (РЭП) беспилотных авиационных систем (БАС) на радиоэлектронные средства гражданского применения. Контракт на закупку у единственного поставщика был опубликован на сайте госзакупок 14 февраля 2024 г. Подробную информацию об инициативе приводит издание Ведомости.

Стоимость работ по «обеспечению управления использованием радиочастотного спектра в 2024 г.» (в проект входят не только работы по минимизации влияния РЭПа) оценена в 92,9 млн руб.

Согласно техническому заданию, подрядчик займется анализом воздействия на радиоэлектронные средства гражданского применения от радиопомех средств РЭПа, применяемых для противодействия беспилотникам при защите критически важных объектов, а также разработает предложения по снижению воздействия радиопомех. Кроме этого будут подготовлены предложения о выделении полос радиочастот для средств РЭПа. Работы должны быть выполнены до 12 декабря 2024 г.

«Закупка направлена на проработку технических мер и вопросов регулирования для использования радиочастотного спектра», — отметил представитель Минцифры.

Сейчас проблема заключается в том, что порядок использования радиочастотного спектра гражданскими средствами РЭПа в России только частично регламентирован в декабрьском решении ГКРЧ (Госкомиссия по радиочастотам при Минцифры) для систем противодействия БПЛА. Средства РЭПа, как правило, излучают помехи на радиочастотах, уже распределенных между радиослужбами, отвечающими за гражданские средства связи и радионавигацию, объясняет замглавы дивизиона группы ФТК Юрий Некрасов.

«Запланированная работа по включению систем РЭПа в общий радиочастотный спектр позволит исключить их беспорядочное использование и минимизирует последствия их использования на работу сотовой связи и навигационных систем воздушных судов», — считает он. Средства РЭПа, как правило, создают помехи на тех частотах, на которых осуществляется управление беспилотников, или подавляют канал связи, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Это определенный набор частот, но, например, с навигационным оборудованием в аэропортах он не пересекается, отмечает он.

В рамках противодействия терроризму предприятия инфраструктуры получили директивы рекомендательного характера о противодействии беспилотникам, рассказал руководитель компании «Центр беспилотных технологий», эксперт рынка «НТИ Аэронет» Александр Тараканов. «В то же время юридические аспекты установки систем подавления находятся абсолютно в серой зоне», — отметил он. В связи с этим необходимо разрабатывать более точные средства обнаружения, которые будут глушить сигнал лишь в определенном радиусе, отмечает он. «Но, если установить ограничения на каналы подавления, системы, установленные на предприятиях, будут бесполезны», — резюмировал эксперт.