Газпром нефть разработала цифровую систему видеоаналитики, которая в онлайн-режиме оценивает состояние зимников — временных дорог из снега и льда, создаваемых при минусовой температуре для доставки грузов на труднодоступные территории. Технология получила свидетельство «Роспатента» и внедряется на месторождениях компании в Восточной и Западной Сибири.
С наступлением холодов зимники являются одним из главных путей сообщения с удаленными месторождениями. В настоящее время протяженность таких сезонных дорог в периметре Газпром нефти превышает 1000 км. Цифровизация мониторинга повысит скорость и качество оценки состояния зимников, а также обеспечит безопасность движения по снежно-ледовым трассам.
Запатентованная система «Газпром нефти» использует технологии цифрового зрения и машинного обучения. Передвигающийся по зимникам транспорт оснащается видеокамерами и лидарами для воздушно-лазерного сканирования объектов трассы — дорожных знаков, маячков, вешек — и границ дорожного полотна. Алгоритмы машинного обучения анализируют данные и сравнивают их с цифровой моделью дороги. Это позволяет автоматически выявлять любые отклонения от проекта — ямы, колейность, нарушения целостности дорожного полотна — и оперативно принимать меры для их устранения.
«Зимники — важнейшая часть сезонной транспортной инфраструктуры Газпром нефти. Ежегодно наши предприятия задействуют для доставки грузов тысячи километров снежно-ледовых трасс. Многие из них пересекают русла замерзших рек и пролегают через болота, что предъявляет повышенные требования к контролю за состоянием дорог. Созданная нами цифровая система мониторинга стала первой российской разработкой, которая автоматизирует и повышает качество процесса оценки зимников. Этот эффективный инструмент не только обеспечит безопасность движения на участках компании, но и в перспективе может быть востребован для мониторинга состояния дорог общего пользования.» — отметил генеральный директор «Газпромнефть Развитие» Айдар Сарваров.
«Внедрение дорожной видеоаналитики — важный шаг в совершенствовании доставки грузов по автозимникам на северные нефтепромыслы, которые находятся вдали от больших городов. Инновационное решение повысит эффективность эксплуатации сезонных трасс и минимизирует риски, с которыми транспорт может столкнуться на снежно-ледовых дорогах» — рассказал Олег Третьяк, и.о. директора цифровой трансформации компании.