Специалисты холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех провели успешные испытания опытного образца системы мониторинга состояния протяженных объектов, в том числе железных дорог. Новинка позволит следить за подвижками грунта, деформацией конструкций, изменением температуры железнодорожных объектов в районах России с особыми климатическими условиями.
На Новосибирском приборостроительном заводе (НПЗ) холдинга «Швабе» сегодня работают над созданием отечественного анализатора — основного компонента системы мониторинга. Анализатор и волоконно-оптические датчики устанавливаются под железнодорожные пути и передают сигнал о деформации или перепаде температуры. При этом система отслеживает масштаб изменений и определяет их источник.
«Опытный образец системы мониторинга тестировался на перегоне Голуха — Тягун — Аламбай Западно-Сибирской железной дороги. Сейчас сотрудники НПЗ совместно со специалистами РЖД продолжают активную работу по данному проекту — до конца 2024 года планируется создать анализатор, а в 2025 году провести его испытания в реальных условиях», − сказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.
В первую очередь системой мониторинга с отечественным анализатором планируется оснастить участки железной дороги в районах с нестабильными геологическими условиями. В том числе отрезки путей, которые расположены на протаивающих льдистых основаниях, в зонах вечной мерзлоты, на площадях с термокарстовыми просадками. Система наблюдения за параметрами протяженных объектов позволит уменьшить нагрузку на службы мониторинга состояния железнодорожных путей, автомагистралей, мостов и тоннелей.
«На данный момент на НПЗ идут работы по расширению возможностей системы мониторинга с учетом результатов, полученных при испытаниях опытного образца. В планах добавить функции, которые позволят обнаружить дефекты колесных пар, перегруз подвижного состава и несанкционированное проведение работ на железнодорожных магистралях», — отметил генеральный директор «Швабе», член Бюро Союза машиностроителей России Вадим Калюгин.