Исследование показало, что больше половины (56%) педагогов активно используют мессенджеры для того, чтобы регулярно держать родителей в курсе всей школьной жизни, а не только информировать об оценках их детей. При этом 35% опрошенных учителей отметили, что использование технологий цифровых коммуникаций дало им ощущение того, что родители их слышат. В то же время, по оценке педагогов, с момента начала пандемии со стороны родителей также возросла потребность в таком общении.
На коммуникации с родителями, учениками и коллегами педагоги тратят в среднем чуть более 7 часов в неделю, при этом 6 из них — это общение в дистанционном формате.
15% учителей рассказали, что продолжают регулярно проводить дистанционные уроки. Такой формат может быть удобен в различных ситуациях: от работы с учащимися с особыми образовательными потребностями до обеспечения образовательного процесса в отдаленных регионах или в случае ухудшения погодных условий.
Технологии в помощь образованию
В среднем 11 часов в неделю занимает у учителей работа с цифровыми устройствами. 96% педагогов, принявших участие в исследовании, еженедельно используют в своей профессиональной деятельности компьютер, 90% — телефон, 82% — электронный журнал и только 31% — интерактивную доску.
Учителя положительно относятся к использованию технологий — 60% опрошенных педагогов верят, что оно повышает качество образования. 55% учителей отметили, что технологии позволяют им эффективнее справляться с большим количеством дел, а 57% считают, что цифровые инструменты дают им возможность лучше организовать повседневную жизнь.
Кроме того, 24% учителей рассказали, что технологии позволили снизить их рабочую нагрузку, а 18% указали на снижение стресса.
«Исследование Института образования показало, что российские учителя заинтересованы в использовании цифровых инструментов, видят в них плюсы для своей профессиональной деятельности и готовы обучаться более осознанному и эффективному их применению в своей работе. Учебный профиль Сферум в VK Мессенджере создан и развивается специально для всех участников образовательного процесса, и мы постоянно работаем над тем, чтобы наш сервис становился все более удобным для решения учебных задач», — отметил Рубен Акопов, руководитель сервиса Сферум, VK.
«Ключевая задача Института — обеспечить доказательную базу для принятия обоснованных решений в части развития образования. Учителя являются одной из приоритетных целевых групп для наших исследований. Результаты этого проекта помогут учителям лучше понять перспективы использования цифровых технологий в классе, а управленцам — поддерживать благоприятную образовательную среду, основанную на проверенных исследованиях и передовых практиках», — прокомментировал Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.
В опросе Института образования приняли участие 3 тыс. 328 учителей из разных регионов России, 27% — из маленьких населенных пунктов (менее 3 тыс. жителей), 17% — из городов-миллионников. 92% респондентов — женщины, средний стаж работы в школе — 25 лет. 90% учителей были преподавателями начальных классов или педагогами по математике, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, истории, биологии и физике (остальные 10% преподавали что-то другое). Исследование также включало интервью с 10 учителями — активными пользователями цифровых сервисов из разных регионов России. Опрос был проведен в апреле-июне 2023 года.