С 10 по 19 мая в штаб-квартире Международной морской организации прошла 10-я сессия Подкомитета ИМО по мореплаванию, связи, поиску и спасанию (NCSR10). В работе Подкомитета приняла участие российская делегация.
Подкомитет сосредоточил внимание на рассмотрении инновационных систем навигации и связи, разработке соответствующих требований и рекомендаций к оборудованию, с целью создания условий для скорейшего внедрения новых, более эффективных технических решений в морской отрасли.
В частности, обсуждались перспективы внедрения цифровой широкополосной навигационной системы NAVDAT для использования в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), в том числе для передачи информации о безопасности мореплавания с береговых станций на суда и информации по поиску и спасанию.
Подкомитет приступил к разработке технико-эксплуатационного стандарта судового оборудования для приема информации с помощью системы NAVDAT. На данный момент внедрение и использование системы предполагается на добровольной основе, однако Подкомитет планирует обсудить возможность и условия перехода от существующей системы передачи информации о безопасности мореплавания (НАВТЕКС) на NAVDAT в будущем.
Также Подкомитет рассмотрел еще одно инновационное решение — систему обмена данными в диапазоне очень высоких частот (VDES). VDES представляет собой усовершенствование существующей Автоматической идентификационной системы (АИС) и обеспечивает двухстороннюю передачу большего объема и номенклатуры данных между судами, наземными станциями и спутниками.
Рассмотрев различные аспекты и особенности внедрения VDES, Подкомитет приступил к подготовке поправок к Конвенции СОЛАС для создания возможности использовать VDES в качестве альтернативы АИС, получения необходимого практического опыта эксплуатации, который ляжет в основу будущих решений ИМО по всеобъемлющей интеграции VDES, в том числе и как компонента ГМССБ.
Подкомитет продолжил работу по актуализации эксплуатационных требований к радио и навигационному оборудованию, установка которого требуется на судах в соответствии с Конвенцией СОЛАС.
По итогам сессии были одобрены обновленные эксплуатационные стандарты для Электронно-картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС), пересмотренные технико-эксплуатационные требования к аварийным радиобуям второго поколения системы КОСПАС-САРСАТ.
Подкомитетом также была проведена работа по совершенствованию существующих и разработке новых рекомендательных документов ИМО по отдельным направлениям мореплавания, связи, поиска и спасания. В частности, было одобрено Руководство для служб поиска и спасания по внедрению системы автоматического слежения за воздушными судами, существенно доработаны рекомендации по гармонизации требований ГМССБ к радиоустановкам на судах.
В развитие решения Комитета по защите морской среды (КЗМС) в 2022 г. ИМО о целесообразности создания особо уязвимого морского района (ОУМР) в Северо-Западной части Средиземного моря, Подкомитет согласовал перечень конкретных навигационных мер, которые будет рекомендовано применять в этом районе для предотвращения столкновений с китообразными. В перечень мер вошли снижение скорости судна в пределах ОУМР, обмен информации между судами об обнаружении мест скопления китообразных, информирование береговых служб и Международной китобойной комиссии о случаях столкновений судов с китообразными.
Решение о назначении ОУМР совместно с разработанными Подкомитетом NCSR рекомендательными мерами планируется принять на очередной сессии КЗМС в июле текущего года.