Эксперты ждут удвоения количества компаний-заказчиков «облаков» в России к 2025 году

В России к 2025 году число корпоративных заказчиков облачных сервисов (IaaS и PaaS) вырастет в два раза, до приблизительно 100 тысяч организаций, следует из совместного исследования компаний «Облачные технологии» (Cloud) и «Технологии доверия» (ранее PWC). Об этом сообщает Интерфакс.

«В настоящее время в России активно облачные сервисы используют около 50 тысяч компаний, или около 3% от 6 млн юридических лиц», — заявила на презентации в Москве исполнительный директор технологической практики «Технологий доверия» Анастасия Кабаева. — К 2025 году этот показатель вырастет, как предполагается, до 6%».

«Облачный рынок растет более чем на 20% в год, — добавил гендиректор Cloud Евгений Колбин. — Этот год дал дополнительный импульс для роста — в облака пошли компании, которые раньше использовали только локальную IT-инфраструктуру».

По итогам 2021 года объем российского рынка составил около $31 млрд, из которых на долю «облаков» (IaaS и PaaS) приходилось только 5,7%, подсчитали эксперты.

«Проникновение облачных технологий в России более чем в два раза ниже среднего по миру (13,7%), — говорится в исследовании. — Это свидетельствует о высоком потенциале динамичного роста рынка в ближайшие годы».

При этом отмечается, что на рынке облачных сервисов соблюдается принцип Парето. То есть, на крупнейший, крупный и средний бизнес в денежном выражении приходится 81% облачного рынка России при том, что эти компании составляют около 30% от общего числа корпоративных пользователей облачных сервисов.

Также эксперты считают, что облачные сервисы позволяют компаниям экономить 20-30% затрат по сравнению с размещением тех же нагрузок в локальной IT-инфраструктуре.

«Экономическая эффективность „облака“ достигается благодаря переводу капитальных затрат в операционные, — говорится в исследовании. — Такой подход снижает единовременную финансовую нагрузку на бизнес».

По данным исследователей, в настоящее время средний объем затрат на публичное облако в крупнейшем бизнесе составляет 21,1 млн рублей в год. В крупном бизнесе средний чек составляет 11,8 млн рублей в год, в среднем бизнесе — 10,1 млн рублей, в малом и микро — 1,8 млн рублей и 0,4 млн рублей соответственно. В среднем по рынку облачные затраты в сегментах среднего бизнеса, по оценке Cloud, незначительно превышают 1 млн рублей ежегодно, а в малом и микробизнесах они чуть менее 400 тысяч рублей.

При этом отмечается, что в среднем компании тратят на облачные технологии 8,4% своих IT-бюджетов. Причем наибольшей является доля «облачных» затрат в IT-бюджетах среднего (13%) и крупнейшего бизнеса (10%), наименьшей — в компаниях микро-бизнеса (6%). В то же время подчеркивается, что в сегменте крупнейшего бизнеса этот показатель может сильно колебаться от компании к компании. В одних на облачные сервисы может приходиться менее 3% IT-бюджетов, а в других — более 40%.

Впрочем, по словам Кабаевой, некоторые «плюсы» облачных сервисов могут одновременно быть и «минусами» для руководства компаний.

«Масштабируемость и гибкость — главный „плюс“ облачных сервисов, — сказала она. — Но для многих представителей бизнеса, прежде все крупного, это же является и барьером — для них ощущение контроля за затратами важнее, чем монетарная эффективность. Решить эту проблему позволяют инструменты для осуществления контроля за расходами в облачных сервисах».

По мнению экспертов, дальнейшему развитию облачных сервисов в России, помимо классических причин (экономическая эффективность, масштабируемость и т.п.), будут способствовать спрос на высокопроизводительные вычисления (суперкомпьютеры), технологии искусственного интеллекта, и сервисы finops (управление затратами).

«По текущим оценкам, глобальный рынок суперкомпьютеров будет увеличиваться на 9,5% ежегодно в период с 2021 по 2027 год, — говорится в исследовании. — Ключевыми драйверами роста являются сложные ИИ-алгоритмы и системы, для обучения и функционирования которых использование обычных серверов невозможно».

При этом спрос на услуги высокопроизводительных вычислений в формате as-a-service (как услуга) обеспечивают, преимущественно, IT-компании, промышленность, финансовый сектор и т.п.

«На технологии искусственного интеллекта есть большой спрос со стороны классического бизнеса», — сказала Кабаева.

В свою очередь Колбин добавил, что в ближайшее время эти технологии будут востребованы со стороны компаний электронной коммерции. Прежде всего для обеспечения работы и развития рекомендательных сервисов.

В исследовании отмечается, что разработка и эксплуатация ИИ-технологий именно в облаке обходится значительно дешевле. «Это особенно важно для небольших компаний, не имеющих возможность выполнять эти процессы на локальной инфраструктуре, — считают эксперты. — Облако становится средой для разработки большого количества ИИ-сервисов и продуктов крупных компаний и небольших стартапов».

Исследование Cloud (ранее была «дочкой» Сбербанка) и «Технологий доверия» подготовлено по результатам опроса 650 российских компаний-потребителей облачных сервисов.