Сервис аренды электросамокатов «Мой самокат», ставший финалистом форума «Сильные идеи для нового времени» и вошедший в топ-100 по результатам отбора для учёта в стратегии АСИ, трансформируется в масштабный сервис аренды по системе подписки «Мой девайс» (DaaS, Device as a Service), при которой клиент платит не за саму вещь, а за те функции, которые она выполняет.

Об изменении бизнес-модели и развитии новых направлений рассказала основатель сервиса Ксения Прока: «Мы начали проект «Мой самокат» в начале 2020 года как сервис по аренде самокатов для передвижения активного городского класса по Москве. Но во время весеннего локдауна быстро переориентировались на сдачу самокатов в аренду для курьеров, чтобы компенсировать снижение спроса со стороны тех, кто оказался на карантине».

Компания не сдавала самокаты в поминутную аренду (обычный шеринг), а давала возможность пользоваться ими по подписке. Внося ежемесячную плату, клиент получал понравившийся ему самокат в постоянное пользование. В стоимость также входили обслуживание и замена на новый самокат в случае поломки. По сути пользователь приобретал нужные ему функции самоката, но был освобожден от «головной боли» — дорогостоящей покупки, затраты на обслуживание и необходимость продажи, когда самокат становится не нужен.

«Вскоре мы поняли, что наши бизнес-процессы и наша IT-система подходят для подписки и на другие товары, — рассказала Ксения Прока, — В конце сентября прошлого года мы запустили велосипеды с большим акцентом на B2B сегмент ввиду «низкого» сезона среди обычных пользователей и большого спроса со стороны курьеров». В конце года команда подготовила и запустила в работу отдельный цех по ремонту и обслуживанию велосипедов.Пандемия, как и любой кризис, дала возможность роста, считает Ксения Прока. «Благодаря развитию B2B направления и работе с курьерами   компания выросла. Мы также решили не ограничиваться только направлением мобильности (самокатами, велосипедами), а предлагать и другие девайсы, пользоваться которыми по подписке гораздо удобнее, нежели покупать», отметила Прока. 

Фото: pixabay.com

Еще осенью прошлого года проектная команда начала тестирование системы подписки для гаджетов и других предметов мобильности. К концу октября список товаров по подписке дополнился игровыми консолями и электровелосипедами. В ноябре – домашними тренажерами.

«По всем этим направлениям мы хорошо растем. В декабре запустили общий сайт, на котором можно оформить подписку на любой понравившийся девайс. При этом мы не ставим цель превратиться в интернет-магазин по подписке: мы тщательно выбираем продукты, которые на наш взгляд интересны потребителю с точки зрения долгосрочной аренды», — подчеркнула основательница бизнеса.

АСИ окажет компании поддержку во взаимодействии с крупными частными компаниями, а также государственными организациями, которые могут быть заинтересованы в повышении мобильности своих пеших сотрудников.

По результатам опроса консалтинговой компании JLL в 2019 году, свыше половины (57,3%) американских потребителей готовы арендовать, а не покупать товары, если они качественные и модные (для миллениалов и поколения Z этот показатель составил более 70%). 20% готовы арендовать электронику. По данным компании GlobalData, аренда потребительских товаров в 2018 г. принесла в США выручку в размере 60 млрд долларов без учета аренды автомобилей и жилья.