Стремительная цифровизация жизни в условиях пандемии повысила интерес россиян и европейцев к цифровому банкингу, электронным услугам и приложениям – об этом говорят результаты исследования Mastercard «Европейская эволюция банкинга 2020» (European Evolution of Banking 2020).
Тенденция к цифровизации, которая наблюдается в последние несколько лет, значительно усилилась в связи с распространением COVID-19, поскольку людям пришлось адаптироваться к социальному дистанцированию. Сложившаяся ситуация вызвала резкий всплеск активности в онлайн-среде. Чтобы получить возможность быстро и безопасно управлять личными финансами в удаленном режиме, люди стали использовать цифровые банковские сервисы. Mastercard исследовала развитие электронных банковских услуг в России и еще 11 европейских странах и выявила рост популярности онлайн-решений. Интерес к переходу от традиционных банковских услуг к цифровым сервисам выразили 62% опрошенных по всей Европе. Это на 13% больше по сравнению с результатами исследования в 2017 году.
Эти выводы соответствуют и недавно опубликованному отчету об оплате труда State of Pay – глобальному исследованию, проведенному по заказу Mastercard, которое показало, что больше половины (53%) респондентов в мире используют банковские приложения чаще, чем до пандемии. Люди стали меньше пользоваться наличными, причем 64% опрошенных утверждают, что продолжат отдавать предпочтение безналичной оплате и после COVID-19.
Скорость внедрения цифрового банкинга и специализированных приложений в России и Европе стремительно растет
По мере распространения коронавирусной инфекции и второй волны пандемии во многих странах люди кардинально меняют свои платежные привычки. Они все больше переходят на онлайн-платформы, проводят видеоконференции, покупают в интернете и обучаются дистанционно. С учетом ограничений физического доступа к банкам, большинство европейцев отдают предпочтение цифровым инструментам, с которыми их текущие финансовые операции становятся более доступными и безопасными для пользователей.
В России более половины опрошенных (57%) утверждают, что очень заинтересованы в цифровых банковских решениях. При этом 36% отмечают, что для них главное условие использования таких сервисов – это обеспечение надежных мер финансовой безопасности. В Европе соответствующие показатели составляют 46% и 42%.
Рост внимания к цифровым технологиям выражается в их активном использовании. Около половины россиян (55%) и европейцев (42%) сообщают, что с началом пандемии стали чаще совершать финансовые операции онлайн или через приложения – в основном из-за простоты и скорости проведения операций. При этом 39% пользователей банковских услуг в России и более половины (52%) в Европе утверждают, что в их случае пандемия не повлияла на частоту использования таких сервисов, и всего 6% опрошенных говорят, что стали реже пользоваться цифровым банкингом по сравнению с 2019 годом.
Абсолютное большинство опрошенных в России (97%) заявляют, что используют банковские приложения: 77% – мобильные приложения традиционных банков, а треть (33%) – приложения, которые отслеживают средства на разных счетах, и приложения цифровых банков.
Среди причин, которые могут повлиять на увеличение спроса на мобильные финансовые решения в будущем, россияне отметили простоту и удобство (61%), возможность использования на смартфоне или другом мобильном устройстве (55%), а также современность таких решений и их соответствие образу жизни (39%).
В глобальном исследовании об оплате труда State of Pay 87% европейцев, которые не использовали банковские приложения до COVID-19, собираются продолжить работу с ними и после пандемии.
Жители стран Восточной Европы позитивно относятся к перспективам использования финансовых технологий
Анализ готовности европейцев перейти на электронные банковские услуги и приложения показывает, что восточноевропейские рынки более открыты к новым сервисам и опережают западноевропейские на 13 пунктов (57% против 44%). Наибольший интерес к цифровому банкингу отмечен в Болгарии (62%) в Восточной Европе и Испании (61%) в Западной.
Почти половина опрошенных в России (47%) допускают возможность перехода на услуги исключительно цифровых банков в будущем, 30% планируют сделать это в течение года, а 6% уже пользуются сервисами таких банков.
Жители Германии и Нидерландов, наоборот, предпочитают банковским инновациям традиционные услуги: только 17% и 18% жителей в этих странах соответственно готовы использовать цифровые сервисы.
В плане применения цифровых технологий в среднем 50% респондентов в Восточной и 39% в Западной Европе сообщают, что стали чаще, чем раньше, совершать финансовые операции в интернете или через приложения.
Самоизоляция изменила приоритеты пользователей электронных банковских услуг
Исследование Mastercard в 2020 году показывает, что, по сравнению с 2019 годом, приоритеты европейцев по отношению к функциям банковских услуг в онлайн-среде и мобильным платежным решениям заметно изменились. Сегодня жители Европы чаще обращают внимание на доступность (36%, +9 пунктов по сравнению с предыдущим годом), совместимость с их образом жизни (33%, +11 пунктов) и экономическую эффективность (29%, +9 пунктов) цифровых платформ.
Несмотря на то, что экономия времени по-прежнему считается ключевым преимуществом цифровых банковских услуг, опрос жителей Европы демонстрирует, что роль этого показателя снизилась по сравнению с прошлым годом – с 66% до 63%. Сократилась и значимость для респондентов удобства в использовании – с 65% в 2019 году до 57% в 2020 году – что свидетельствует о смене образа жизни в условиях самоизоляции.
Большинство россиян (65%) и европейцев (51%) подтвердили, что для них безопасность является главным критерием для перехода на цифровые банковские решения.
В условиях цифровой трансформации люди по-прежнему доверяют банкам и другим финансовым учреждениям
В то время как распространение цифрового банкинга возрастает с каждым годом, абсолютное большинство россиян (90%) и европейцев (85%) по-прежнему считают, что традиционные банковские отделения будут существовать и через 10 лет. Однако более половины опрошенных в России (58%), считают, что их количество сократится.
В некоторой степени это связано с тем, что многие традиционные банки все чаще стали предлагать электронные услуги, – такой подход помогает им удерживать клиентов. По данным опроса только 30% опрошенных россиян и 23% европейцев готовы перейти от традиционных банковских услуг к цифровым в течение следующего года. Кроме того, большинство россиян (72%) и европейцев (61%) по-прежнему считают банки главным источником финансовых консультаций.