Счетная палата: ИТ-бюджеты растут быстрее общих расходов органов власти

После запуска рейтинга ИТ-расходов органов власти аналитики портала-агрегатора «Госрасходы» подготовили разъяснительную записку. В ней отражено, как формировалась нормативная база, как поменялась динамика профильных трат ведомств, на что стоит обратить внимание при анализе таких данных.

В опубликованном в октябре рейтинге эксперты проанализировали не только расходы на информационные технологии, учитываемые в официальной статистике, но и те средства, которые идут на информатизацию и цифровизацию через субсидии подведомственным учреждениям. Для каждого органа власти аналитики посчитали отношение ИТ-субсидий «подведам» к общему объему ИТ-бюджетов. Анализ показал, что этот показатель с каждым годом растет, а к 2019 году достиг 11% от общего объема средств на информатизацию.

Еще в 2015 году Счетная палата отмечала, что «организация финансирования закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий через субсидию на госзадание выводит весь этот объем средств из сферы санкционирования расходов федерального бюджета». Однако, как показывает анализ экспертов, эта практика только набирает обороты.

Фото: DepositPhotos

«Среднее значение этого показателя на уровне 10–11% является определенным водоразделом для ведомств с разным профилем «ИТ-субсидийности». Уже сейчас имеются ведомства, у которых этот показатель значительно превышает 50%, а в отдельных случаях может достигать и 90–95%», – подчеркивают авторы

Кроме того, эксперты отмечают, что доля ИТ-расходов федеральных органов власти находится в диапазоне от 40–50% (у «ИТ-чемпионов» типа Минкомсвязи и Центризбиркома) до малых величин в 0,01–0,1% у целого ряда ведомств. «Но судить по этому показателю об «ИТ-бедности» ведомства, было бы совсем неправильно, – пишут аналитики портала «Госрасходы». – Так, один из стабильных лидеров «рейтинга толстосумов» Пенсионный фонд России имеет долю ИТ-бюджета к общему бюджету фонда всего на уровне 0,16%, что просто является следствием огромного общего бюджета ПФР, использованного в качестве базы для вычисления показателя». 

В целом, темпы роста ИТ-бюджетов от года к году, в среднем, на несколько процентных пунктов опережают темпы роста общих объемов бюджетов ведомств. «Это может свидетельствовать как о повышении роли ИТ в деятельности ведомств, так и просто об удорожании ИТ-продукции и услуг для ведомств», – заключают эксперты. 

Все представленные выводы и методические наработки авторы планируют использовать в будущем на портале-агрегаторе «Госрасходы». В специальном разделе «Аналитика» уже сейчас размещены профильные рейтинги, а также индикаторы контрактной системы.

С полной версией экспертной записки можно ознакомиться по ссылке.