Северсталь» контролирует качество металла на непрерывно-травильном агрегате № 4 Череповецкого металлургического комбината с помощью модели компьютерного зрения VERA собственной разработки.
Модель компьютерного зрения получает изображения с камер с высоким разрешением и затем на специальном сервере с высокопроизводительными графическими процессорами обнаруживает и классифицирует дефекты на рулонах. После этого эксперты проводят аттестацию и принимают решение о соответствии продукции требованиям клиента. Для оценки качества работы модели отслеживаются две метрики некорректных срабатываний: «перебраковка» (как часто модель путает классы дефектов) и «недобраковка» (как часто модель не обнаруживает дефекты). VERA достигает уровней 12% и 14% соответственно, в то время как рыночные аналоги демонстрируют результаты более 30% и 15%
Доля уведомлений заказчиков об отклонениях в качестве поверхности готовой продукции снизилась примерно в 1,8 раза за первую половину текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Экономический эффект составил около 2 млн рублей за тот же период.
«Цифровизация аттестации качества продукции — одно из преимуществ „Северстали“ как производителя. Нейросеть VERA уже доказала свою эффективность на стане 2000 и теперь не менее тщательно анализирует металл, проходящий через непрерывно-травильный агрегат № 4. Впоследствии ее можно масштабировать и на другие ключевые участки. Разработка собственных систем контроля качества позволяет „Северстали“ быть независимой от зарубежных производителей такого оборудования, а также адаптировать собственные решения под задачи производства и снижать их себестоимость», — прокомментировал директор по техническому развитию и качеству «Северстали» Петр Мишнев.
Модель непрерывно совершенствуется разработчиками «Северсталь Диджитал» совместно с экспертами Центра цифрового развития качества «Северстали», которые проводят ее дообучение. НТА-4 стал третьим агрегатом, на котором работает эта модель. Впервые ее внедрили на стане 2000 в 2020 году. В 2022 объем претензий клиентов по дефектам поверхности снизился в 1,5 раза по сравнению с 2021. Затем решение было масштабировано на НТА-3, где за год объем претензий сократился в 4,8 раза.