Развитие беспилотного транспорта — один из актуальных трендов автомобильной отрасли. КАМАЗ занимает лидирующие позиции в этой области. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. В июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялся запуск движения беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева». Сейчас на трассе эксплуатируются шесть единиц высокоавтоматизированных транспортных средств КАМАЗ. В результате проекта отработаны основы управления парком высокоавтоматизированных транспортных средств и модель перевозок.
Цифровой магистральный тягач, на котором лично проехал руководитель КАМАЗа, уже год в составе автопоезда с полуприцепом осуществляет грузоперевозки между Москвой и Санкт-Петербургом. Автомобиль создан на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Модель оснащена шестицилиндровым рядным двигателем КАМАЗ 910.10-550 рабочим объёмом 12 л. Колёсная формула — 4×2. В качестве дополнительных опций грузовик оборудован системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации: в частности, установлены 2 D- и 3D-лидары c интерфейсным блоком, камера кругового обзора, различные антенны (УКВ, LTE, Wi-Fi), навигационная антенна, вычислительный блок и другие компоненты. Управление тормозной и рулевой системы, двигателя и АКПП осуществляется с применением электронной кан-шины.
«Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 „Нева“ дало возможность запустить беспилотные магистральные тягачи КАМАЗ и позволило нам протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования. За прошедший с момента запуска год проведена большая работа по совершенствованию алгоритмов и программного обеспечения управления автономными автомобилями, по разработке собственных высокоточных карт маршрутов движения автомобилей и подбору аппаратного обеспечения автономного движения. Сегодня я лично оценил работу высокоавтоматизированного транспортного средства КАМАЗ и целесообразность коммерческого использования технологии беспилотных грузовиков», — прокомментировал генеральный директор КАМАЗ Сергей Когогин.
Цифровые машины эксплуатируются дочерней компанией автогиганта «NATCAR» и работают между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга. Напомним, движение высокоавтоматизированных транспортных средств КАМАЗ на трассе М-11 было запущено в рамках введённого экспериментально-правового режима (ЭПР) для беспилотного грузового автотранспорта. В соответствии с программой ЭПР, во время движения в кабине беспилотника находится инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях.
Общая протяжённость маршрута, на котором работают беспилотные магистральные тягачи, составляет 650 км. Сергей Когогин совершил поездку из Бологого до Санкт-Петербурга — по одному из участков этого маршрута. В результате рейса магистральный тягач КАМАЗ доставил груз компании Wildberries в сортировочный центр в Санкт-Петербурге.
После поездки руководитель КАМАЗа поделился впечатлениями. По оценке Сергея Когогина, беспилотный автомобиль уменьшает нагрузку на водителя, в результате снимается напряжение. «Скучно ехать. Машина держит полосу, совершает маневры, — прокомментировал он. — Ты можешь спокойно понимать, что она не допустит наезда и столкновения не будет». В один из моментов поездки беспилотный грузовик обогнал автомобиль Mercedes. КАМАЗ своевременно отреагировал: сбросил скорость и начал торможение.
Старт движения беспилотных грузовиков КАМАЗ на скоростной магистрали М-11 стал первым этапом федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры». Сейчас ведётся работа по расширению участия КАМАЗ в этом проекте: в этом году дополнительно будут подготовлены ещё 12 автомобилей, которые будут существенно модернизированы по сравнению с первыми запущенными шестью транспортными средствами КАМАЗ.