Она позволяет ускорить техническое обслуживание транзитных поездов и снизить риск ошибок, возникающих из-за человеческого фактора при осмотре вагонов, сообщает издание «Гудок».
— Процесс диагностики вагонов проходит в автоматическом режиме прямо во время движения проходящих поездов. Информация о состоянии вагонов поступает в онлайн-режиме на рабочее место диспетчера, — пояснил особенности работы системы главный инженер службы вагонного хозяйства Красноярской дирекции инфраструктуры Сергей Свиридович.
Комплекс диагностического оборудования разработан АО «НИИАС» при производственно-технологической поддержке компании «Транс-Телематика».
Местом установки системы не случайно выбран Красноярск-Восточный — это крупнейшая на дороге сортировочная станция, которая входит в число 32 решающих сортировочных станций России.
Станция обслуживает вагонопоток не только для огромного красноярского железнодорожного узла и важна для одного из самых грузонапряжённых и интенсивных отрезков Транссибирской магистрали. В месяц здесь перерабатывают порядка 75 тыс. вагонов, формируют и отправляют гружёные и порожние поезда по 18 железнодорожным маршрутам.
Интегрированные посты диагностического комплекса установлены на подъездах к станции Красноярск-Восточный с западной и восточной сторон. Весной 2023 года проводилось тестирование аппаратуры, а с лета интегрированные посты начали работу в штатном режиме. Внешне такой пост представляет собой рамку, которая оснащена большим количеством аппаратуры. Датчики и камеры сканируют проходящий состав, считывая около сотни параметров с каждого вагона. Это позволяет в режиме реального времени создать 3D-модель вагона и провести её анализ.
— Пост потому и называется интегрированным, что включает много диагностических систем. Это, например, габариты, вес, номера вагонов. Проводится проверка важных технических узлов вагона и надлежащих параметров работы. Все эти данные диспетчер оперативно получает на пульт контроля и передаёт перечень неисправностей осмотрщикам, — сообщил мастер пункта технического осмотра (ПТО) вагонов станции Красноярск-Восточный Максим Ашихин.
Информация, обнаруженная машинным зрением, поступает к различным специалистам железной дороги. Это приёмосдатчики ТЦФТО, движенцы, управляющие работой станции и, конечно, вагонники. Операторы централизованного диспетчерского поста ПТО работают с полученными данными на мониторах. Несмотря на то, что физически поезд находится далеко от них, они могут видеть не только каждый вагон, но и модели отдельных узлов. Причём система сама подсвечивает те места, на которые, по её мнению, стоит обратить особое внимание. Подозрительные вагоны операторы помечают особым образом.
— Сейчас я веду работу с поездом, который прибыл с чётной, западной стороны. Такие поезда оправляются в сортировочный парк БГ. Для поездов, которые приходят с восточной, нечётной стороны, есть аналогичный парк с другого конца станции, который носит название АВ. Диагностическая система уже дала расклад по вагонам поезда, — рассказывает оператор централизованного поста Елизавета Голачёва.
Чек-лист с информацией о прибывшем составе Елизавета отправляет бригаде осмотрщиков. В сведениях о поезде указаны не только путь приёма, время прибытия, но и перечислены выявленные дефекты. Вооружившись этими сведениями, осмотрщики приступают к работе.
— Осмотр каждого состава ведём тщательно, это занимает приблизительно около часа. При этом предварительная диагностика сильно облегчает эту работу, ведь ты уже знаешь, на какое место надо обратить особое внимание, и не пропустишь дефект, — поясняет старший смены Иван Лапин.
В среднем бригада за смену обрабатывает 30–40 поездов. В целом же каждые сутки система машинного зрения на Красноярске-Восточном обследует более 8 тысяч вагонов. С момента тестового запуска системы она обследовала уже более 500 тысяч вагонов.
Комплекс машинного зрения на Красноярске-Восточном стал 21-м интегрированным постом автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях сети дорог ОАО «РЖД».