Радиовысотомер (альтиметр) на космических аппаратах нужен для измерения высоты спутника над земной поверхностью. Он излучает сигнал, который отражается от поверхности планеты и возвращается обратно на спутник. По времени, которое занимает путь сигнала, и определяется высота аппарата.
Такие приборы помогают решить ряд научных и прикладных задач океанологии, морского транспорта, экологии, обеспечения безопасности нефтедобычи в акваториях морей и океанов. Полученные данные помогают исследовать гравитационные аномалии и аномалии рельефа дна на шельфах, следить за приливами, отливами, цунами, морскими течениями, скоростями поверхностного ветра, а также многими другими процессами в Мировом океане.
Требования к приборам спутникового альтиметрического комплекса продолжают расти — большинство научных задач решаются только при высокой точности измерения высоты. Прогресс в последнее десятилетие очевиден: от приборов, пригодных для выполнения исключительно геодезических миссий, произошел переход к сложнейшим космическим комплексам для решения задач фундаментальной климатологии и океанографии с погрешностью 2-3 см при измерении высот около 1000 км.
Разработка автономных бортовых радиосистем, измеряющих высоту космического аппарата и решающих задачу управления его движением, исторически является одной из магистральных компетенций РКС. Специалисты холдинга работают в этом направлении с 1950-х годов прошлого века. Одним из первых был создан импульсный радиовысотомер для обеспечения автономного управления мягкой посадкой на Луну автоматических станций типа Е-6. Важной разработкой стало создание высотомера и измерителя скорости для спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Венера-7». В 1970-х годах были развернуты работы по созданию орбитального лазерного высотомера — итогом стал запуск в 1981 году первого аппарата космической геодезической системы «Гео-ИК» с новым измерительным прибором.