На конец 2020 года количество абонентов (портов) широкополосного доступа в интернет в сегменте юридических лиц в России снизилось до отметки в 1,83 млн, объем рынка составил 57,6 млрд руб. Это следует из отчета «Российский рынок ШПД В2В. Итоги 2020 года», подготовленного «ТМТ Консалтинг».
В СМБ-сегменте, помимо оттока абонентской базы, заметное снижение продемонстрировали и доходы: компании-клиенты «замораживали» услугу ШПД, переходили на минимальные тарифные планы или вовсе отказывались от услуги на время периодов самоизоляции.
Несмотря на негативные факторы, по итогам 2020 года рынок продемонстрировал положительную динамику выручки с показателем в 3,7%. Такой высокий, для насыщенного рынка, показатель был обеспечен исполнением интеграционных частей программ СЗО — ввода в эксплуатацию плановых точек, формирующих большую часть стоимости проектов.
Лидером по числу подключенных активных портов и по объему доходов традиционно остается «Ростелеком». Оператор в 2020 году увеличил свою долю в структуре рынка по выручке до 43% за счет активного продвижения высокоскоростных тарифных планов среди абонентской базы, а также исполнения федеральных проектов и крупных государственных программ.
Позиции других крупных игроков не претерпели изменения, в то время как у локальных провайдеров, преимущественного работающих с малым бизнесом, снижению доли прочих игроков также способствовала консолидация рынка. Стоит отметить, что с учетом подключений по беспроводным технологиям доступа доля «ЭР-Телекома» заметно выше и составляет более 10%.
Согласно исследованию компании «Российский рынок платного ТВ. Итоги 2020 года», темпы роста абонентской базы снизились по сравнению с прошлым годом — 1,8% против 2,5% в 2019 году. Однако число абонентов все еще продолжало расти и по итогам года составило 46,2 млн. Проникновение услуги превысило 81,5%.
После впечатляющих темпов роста выручки в предыдущие годы 2,0% этого года выглядят скромно. На доходах операторов сказалось снижение денежных поступлений во 2 квартале, когда операторы в период самоизоляции не отключали абонентов при нулевом балансе и предлагали значительные скидки вновь подключившимся. В 3 квартале средний счет на абонента (ARPU) восстановился до уровня 1 квартала, а сезонный подъем в 4 квартале вывел год в небольшой, но все же плюс. Объем рынка по итогам 2020 года составил 104,6 млрд руб.