Site icon IoT Daily

Сохранить «новую нефть»

Больше половины (51%) российских компаний в 2020 году ускорили цифровую трансформацию бизнеса. В том числе организации стремительно переносят в цифровой вид данные с бумажных носителей. В этих условиях бизнесу важно сохранить информацию и снизить вероятность потери данных, ведь девять из десяти компаний, потерявших корпоративные данные, как правило, уходят с рынка в течение года, пишет cdo2day.ru

Для обеспечения непрерывности бизнес-операций и эффективной цифровой трансформации компании в России и в мире в 2020 году совершенствовали работу с данными, следует из отчета Veeam Data Protection Report 2021.

Неоднозначное влияние пандемии

Пандемия COVID-19 оказала стимулирующее влияние на цифровую трансформацию: более половины российских компаний (51%) ускорили внедрение цифровых технологий, указывается в отчете. Многие компании сочли пандемию и ее последствия идеальными условиями для цифровой трансформации. 

Локдаун стал и внешним негативным фактором, и драйвером цифровизации, рассказал cdo2day.ru Владимир Клявин, региональный директор Veeam по России, СНГ, Украине и Грузии.

При этом деньги на цифровизацию организации находили легко: финансирование проходило в рамках капитальных инвестиций в основные средства, программ модернизации, IT-бюджетов и т.д. Чаще всего затраты на цифровую трансформацию составляют не более 10% от общих капиталовложений. Если же речь идет о крупных инвестициях, то доля IT падает до 3-5% и даже ниже, объяснил Владимир Клявин.

«Эти 3-10% воспринимались бизнесом в качестве способа оставаться на плаву и поддержки конкурентоспособности. Другие направления бизнеса от перераспределения бюджетов почти не пострадали», – сообщил он.

Российские предприятия, вложившие в прошлом году больше средств в цифровую трансформацию и экспериментировавшие с новыми подходами в бизнесе в два раза чаще показывали увеличение прибыли, отметил Владимир Клявин. Компаниям с консервативным руководством оставалось только наблюдать как увеличивается разрыв между ними и лидерами рынка. Пандемия открыла им глаза на необходимость цифровизации процессов и принятие экстренных мер в этом направлении.

«Даже несколько процентных пунктов подобного разрыва от конкурентов может иметь колоссальное значение. Это похоже на игру в теннис. Чемпион мира по теннису выигрывает 55% мячей. Минус 3 пункта, до 52% и можно претендовать лишь на попадание в десятку. Еще минус 2-3 пункта и мы говорим о топ-600 игроков», – пояснил необходимость цифровой трансформации Владимир Клявин.

Но пандемия не только ускоряла цифровую трансформацию – 27% российских организаций, напротив, столкнулись с замедлением цифровых преобразований. Большинство из них при этом не отменили своих планов по цифровой трансформации и продолжают придерживаться ранее выбранной цифровой стратегии, но ряд мероприятий и инициатив по этим стратегиям были перенесены, чтобы наполнить резервный или стабилизационный фонд для исполнения цифровых проектов.

«Некоторые компании ничего не переносили, просто разбили крупные проекты на менее масштабные этапы. Часть предприятий вынужденно отказалась от проектов, выполнение которых считалось критически важным. Вряд ли они переживут постпандемический период: «цифровые» конкуренты усиливают «разрыв», что может оказаться фатальным», – прокомментировал Владимир Клявин.

 
Барьеры на пути к цифровизации

Одним из важнейших барьеров на пути к цифровизации является зависимость от устаревших IT-систем // UNSPLASH

Даже при ускорении цифровой трансформации, у 85% российских компаний возникли препятствия на этом пути. Основными барьерами в 2020 году для компаний стали: зависимость от устаревших IT-систем (54%), необходимость поддержания операционной деятельности во время пандемии (52%) и недостаточная квалификация IT-персонала (48%).

Нехватка квалифицированных IT-специалистов – это распространенный в России и во всем бывшем СССР фактор, объяснил Владимир Клявин. По его словам, инициатива по повышению квалификации сотрудников в русскоязычных странах исходит в основном от самих работников, так как предприятия крайне неохотно инвестируют в подготовку и повышение профессиональных навыков своих сотрудников.

Если сотрудников, пусть и с определенными затратами, можно довольно быстро переучить, то устаревшие IT-системы – проблема значительно серьезнее. Такими системами в России еще пользуются компании по добыче полезных ископаемых, металлургия, тяжелая промышленность, машиностроение и фармацевтика. «К сожалению, такие предприятия модернизировать IT-инфраструктуру готовы лишь при помощи «кнута»: принятия новых экологических норм, оборотных штрафов от надзорных органов и т.д. И ведь не все руководители в компании осознают, что любая устаревшая IT-система – это «бомба» замедленного действия, «детонация» которой приведет к снижению конкурентоспособности: потребуется больше ресурсов тратить на ее поддержание, гибкости станет меньше и т.д.», – рассказывает Владимир Клявин.

Устаревших IT-систем почти нет только в российских в банках, телекоммуникационных компаниях и ритейле.

Главными же внешними препятствиями на пути к цифровой трансформации, по мнению российского бизнеса, в 2021-2022 гг. станут экономическая нестабильность (39%), резкие изменения в отрасли (31%), отсутствие необходимой квалификации для внедрения технологий (31%) и геополитическая нестабильность (31%).

От аналога – к цифровым резервам

Предприятия, ускорившие в 2020 году цифровую трансформацию, продолжили и трансформацию данных. Бизнесу стало важно хранить информацию в цифровом виде и снизить вероятность полной потери данных. Ведь девять из десяти компаний, потерявших корпоративные данные, как правило, уходят с рынка в течение года, напомнил Владимир Клявин.

По данным отчета Veeam 2021 Data Protection Report, 14% всех корпоративных данных в России не имеют резервных копий, а почти треть (28%) всех резервных копий в России не подлежит восстановлению: копирование проводилось не вовремя или некорректно. Количество данных, требующих резервных копий будет только увеличиваться, ведь с каждым годом их объемы растут по мере того, как компании становятся все более цифровыми, отметил эксперт.

«Не менее остро стоит вопрос и эффективности резервного копирования. Хотя 86% российских организаций регулярно проводят резервное копирование, у части из них некоторые данные теряются навсегда. Не зря золотое правило «3-2-1»: три копии данных нужно разместить на двух типах носителях, при этом одну копию нужно расположить вне основного ЦОДа, было дополнено рекомендациями создавать как минимум одну автономную неизменяемую копию, которая может быть восстановлена без ошибок и верифицирована при помощи технологии SureBackup, и трансформировалось в правило «3-2-1-1-0»», – отметил Владимир Клявин.Информационный вал

Экономические последствия пандемии заставили некоторые компании экономить, даже не отказываясь от цифровизации. Так, некоторые организации начали разделять данные на критические и некритические – имея в виду, что информацию с минимальной ценностью можно не защищать или защищать слабо. «Подобное правило применимо и работает до первого отказа файлового сервиса, на котором топ-менеджер хранит важную финансовую информацию. Надежные решения для резервного копирования, как правило, появляются на предприятии после инцидентов», – говорит Владимир Клявин из Veeam.

Как защититься от потери данных

Ключевой современной технологией защиты данных треть (33%) опрошенных российских компаний считает возможность аварийного восстановления данных из облака. Среди других важных возможностей – возможность перемещать нагрузку между облаками (29%), автоматизация рабочих процессов восстановления и оркестрации (29%) и интеграция защиты данных в комплексную стратегию информационной безопасности (38%).Цена потери информации

Российские организации используют множество подходов к защите информации. Так, 27% российских компаний используют услугу резервного копирования данных в облако (Backup as a Service, BaaS) под управлением облачного провайдера. К 2023 году этой услугой планируют пользоваться 39% опрошенных.

Почти половина (44%) респондентов ожидают, что в ближайшие два года их основной способ обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления после аварии будет осуществляться при помощи провайдера услуги поставарийного восстановления (Disaster Recovery as a Service, DRaaS).

Как правило, успешные сервис-провайдеры по умолчанию предлагают клиентам услугу резервного копирования в облако и послеаварийного восстановления, говорит Владимир Клявин. При этом, согласно исследованию Veeam Data Protection Report 2021, 40% менеджеров считает ключевым вызовом в области защиты данных компании не соответствующее требованиям резервное копирование и невозможность выполнить условия соглашения по уровню услуг (SLA). «Некоторые провайдеры на словах декларируют уровень сервиса, поэтому зачастую требуется документальное подтверждение по каждому SLA», – объяснил эксперт.

Услуги топовых сервис-провайдеров при кажущейся дороговизне значительно выгоднее по финансам, чем разработка in-house. Даже крупные организации предпочитают получать профессиональную круглосуточную поддержку, сервис с высоким уровнем обслуживания «на стороне», а не переводить часть выручки в капитальные затраты для создания собственного решения, подытожил Владимир Клявин.

Оригинал материала читайте на cdo2day.ru

Exit mobile version