Компания МТС проанализировала предпочтения телезрителей в 2020 году на основе собственных ТВ-сервисов Домашнего и Спутникового ТВ и данных онлайн-кинотеатра МТС ТВ. Среднесуточное время телесмотрения выросло почти на час по сравнению с предыдущим годом и составило 4 часа 38 минут.
На фоне стагнации рынка платного ТВ в России1, МТС во всех средах телевещания растет опережающими темпами за счет конвергентных пакетных предложений, объединяющих ТВ и мобильный доступ в интернет, а также за счет регулярного обновления контента и ожиданий зрителей, связанных с подготовкой оригинальных собственных сериалов. В 2020 году по сравнению с 2019 годом суммарная аудитория телевизионных сервисов МТС выросла на 31,9%.
В 2020 году онлайн-кинотеатр МТС ТВ продемонстрировал самую высокую динамику роста абонентской базы из всех сред вещания — за год он увеличил число подписчиков более чем на 60%, количество пользователей Спутникового ТВ от МТС выросло на 17%, а количество абонентов кабельного и IPTV — на 8%.
На конец 2020 года более 11 миллионов человек в России получали телевизионные услуги с помощью сервисов МТС2.
Аналитика телесмотрения в России
В 2020 году россияне в три раза более активно пользовались онлайн-сервисами и стали больше смотреть платное ТВ. Так, МТС Медиа в конце прошлого года приняла решение о запуске собственных телеканалов с российским и зарубежным контентом — KinoJam1 и KinoJam2. Зрительские предпочтения в 2020 году сильно различались в зависимости от среды телесмотрения. Абоненты так называемых линейных сред телевещания — Спутникового ТВ, Кабельного ТВ и IPTV больше всего времени провели за просмотром семейного контента: детских программ и развлекательных шоу. Телесмотрение в интернет-среде более разнопланово, в уходящем году лидерами в просмотрах ТВ-программ через приложения онлайн-кинотеатра стали познавательные и спортивные телеканалы.
Кабельное и IP ТВ
Из-за закрытия кинотеатров в 2020 году пользователи больше чем обычно смотрели кино и сериалы дома. На долю кинопродукции в среднем по году пришлось 41,7% всего времени телесмотрения.
На втором месте в числе предпочтений зрителей кабельного ТВ и IPTV — детские каналы. В начале осени 2020 года, когда дети пошли в школу и заменяли телесмотрение другими видами активностей, они ненадолго уступили второе место развлекательным каналам. С наступлением холодов и введением новых ограничений — детские каналы оттеснили развлекательный контент на третье место. В среднем в 2020 году на детские каналы пришлось 20,6% общего времени смотрения, на развлекательные — 14,4%. В первую четверку наиболее популярных каналов в линейном ТВ входят Дом кино, Мульт, History HD и Русский роман.
В число востребованных у зрителей кабельного ТВ и IPTV МТС входят региональные каналы со средней долей смотрения 4,5%, что является характерной чертой Домашнего ТВ и отличает его от других сред смотрения, поскольку эти каналы являются важным источником информации о региональной повестке.
Число пользователей кабельного ТВ и IPTV МТС за 2020 год увеличилось на 8%, при том, что среднерыночная динамика существенно ниже: около 1,5%. Основным драйвером роста стали конвергентные предложения, которые объединяют в одном пакете кабельное ТВ, фиксированную и мобильную связь.
Спутниковое ТВ
Основные пользователи спутникового ТВ — владельцы загородной недвижимости, жители сельских поселений и дачники. В более 80% случаев — это семьи с детьми.
Наиболее востребованным в спутниковом ТВ в 2020 году стал детский контент, на долю которого пришлось 40,8% от общего телесмотрения. Это связано с тем, что почти весь год дети оставались дома. Пик интереса к детскому контенту пришелся на традиционно дачный период, в особенности — на период сбора урожая на приусадебных участках в августе и сентябре.
В 2020 году за просмотром развлекательного контента, кино и сериалов зрители спутникового ТВ провели 21,3% и 20,1% от общего времени телесмотрения соответственно. Наиболее популярными каналами подписчиков спутникового ТВ в 2020 году были «Мульт», «Дом кино» и History HD.
Количество пользователей Спутникового ТВ от МТС за год увеличилось на 17% и на конец 2020 года достигло миллиона абонентов.
Онлайн-кинотеатр МТС ТВ
В 2020 году компания МТС Медиа приступила к производству оригинального контента для онлайн-кинотеатра МТС ТВ. Контент на онлайн-платформе смотрит более молодая аудитория — от 22 до 40 лет, что подтверждается данными Big Data и спецификой потребления контента: более половины пользователей регулярно смотрят программы на смартфонах и других портативных гаджетах при помощи мобильной сети передачи данных. На долю познавательного и спортивного контента в телевизионных сервисах онлайн-кинотеатра приходится 18,4% и 12,5% соответственно от общего объема телесмотрения. У спортивного контента доля могла быть и выше, если бы не спад до 2,9% в разгар пандемии в мае, когда не проводилось никаких заметных турниров.
В ОТТ-среде традиционно высокая доля у ТВ каналов, с большим количеством фильмов в сетке вещания, на них приходилось 39,5% телесмотрения в интернет-среде по итогам 2020 года. Наиболее популярными телеканалами в онлайн-кинотеатре МТС ТВ стали «Дом кино», TV 1000 Action, а также спортивные «Евроспорт» и «Матч!Премьер». Самыми популярными сериалами, которые зрители смотрели по запросу, в 2020 году стали «Содержанки», «257 причин чтобы жить», «Гранд», «Сирена». Самыми популярными фильмами стали стали «Код 8», «Веном», «Холоп» и «Фантастическая четверка: вторжение серебряного серфера».
Онлайн-кинотеатр МТС ТВ демонстрировал наиболее высокую динамику из всех сред по росту абонентской базы в 2020 году: за год он увеличил число подписчиков более чем на 60%. Существенный приток произошел в первый период самоизоляции — весной и в начале лета, когда россияне оказались на самоизоляции, лишенные привычных развлечений и офлайн досуга. Помимо привычных форматов контента онлайн-кинотеатр МТС ТВ серию концертов-«карантинников» с эксклюзивными студийными или домашними записями известных артистов, которые привлекли на платформу новых зрителей, ставших постоянными подписчиками сервиса. В апреле и мае концерты Мари Краймбрери, Елки и Манижи входили в лидеры самых просматриваемых на платформе. Всего за 2020 год онлайн-концерты МТС на разных платформах посмотрели свыше 60 миллионов зрителей.
Дополнительная информация:
1 Данные отчета аналитического агентства «ТМТ Консалтинг»
2 Исходя из данных Росстата по численности населения и составу домохозяйств